Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Приказ Министерства Просвещения РФ
ФГОС дошкольного образования: влияние и перспективы
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года.
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам.
Структура ФГОС дошкольного образования включает в себя
три компонента:
- Требования к составлению образовательных программ для ДОУ, включая описание соотношений части обязательного образовательного минимума и части, свободной от следования требованиям и оставленной на усмотрение участников педагогических отношений.
- Финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должны реализовываться программы образования в ДОУ.
- Результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования.
Идеологические и методологические основы новых федеральных стандартов
В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование в контексте данной методологической основы рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН, заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить знания, умения и навыки ребёнка.
Как влияет принятие новых стандартов на деятельность ДОУ?
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.
- Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение на всех уровнях.
- Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что должно положительным образом сказаться на его развитии и на его результатах.
Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, повлечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.
ФГОС дошкольного образования на практике
Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии будут пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой. Каждое ДОУ будет самостоятельно разрабатывать свои программы, основанные на принципах ФГОС дошкольного образования. В качестве примера и ориентира существуют образовательные программы, которые создаются ведущими экспертами в области разработки и размещаются в специальном федеральном реестре.
Новые образовательные программы для ДОУ будут нацелены, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. То есть, на практике мы получим более игровой и разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребёнка. Диктующая педагогика наконец-то будет полностью изжита, по крайней мере, из области дошкольного образования, и её заменит более современная педагогика развития, педагогика творчества и свободы.
Педагогический состав нашей дошкольной образовательной организации считает, что стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями. Задачи педагогов заключается в создании таких условий. При введении ФГОС ДОО волнует, прежде всего, кадровая подготовка, квалифицированные специалисты.
Большинство опрошенных педагогов предполагают что, новый стандарт небезупречен, хотя в целом отражает правильное направление. Он не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый возрастной период ребенка в саду, как это было раньше. Этот документ, по сути, меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех, и надеемся, что нам удастся успешно способствовать гармоничному развитию современного ребенка, найти тот уникальный баланс между игрой и обучением. Ведь воспитание, развитие и обучение через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.
Перечень мероприятий, проведенных в МКДОУ "Детский сад №29" по внедрению ФГОС:
- утвержден план работы дошкольной организации к внедрению ФГОС;
-изучены законодательные акты, нормативные документы федерального уровня, регламентирующие вопросы внедрения ФГОС;
- прошло тематическое обсуждение публикаций по ФГОС ДО в научно- методической литературе и периодических изданиях;
- разработан и проведен цикл консультаций для участников образовательного процесса « ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ» с целью повышения уровня их компетентности;
-разработан диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов по введению ФГОС;
- квалификация педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам. Повышение квалификации педагогов осуществляется в соответствии с перспективным планом и запросами педагогов. Все педагогические работники прошли обучение по программам повышения квалификации по теме ФГОС. Квалификация административного персонала соответствует квалификационным требованиям;
- оснащение помещений развивающей предметно - пространственной средой полностью соответствует требованиям ФГОС. В группах создана комфортная предметнопространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. В каждой возрастной группе согласно образовательным областям созданы центры соответствующие требованиям ФГОС. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Развивающая среда содержательно – насыщенная, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, безопасная;
- соблюдаются требования к материально – техническому обеспечению программы (учебно - методический комплект, оборудование, оснащение);
-соблюдаются требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- соблюдаются требования охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников ДОО;
- в наличии имеются средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретены учебные издания в бумажном и электронном виде, дидактические материалы, аудио - и видеоматериалы, игры, игрушки;
- обеспечен доступ педагогов к образовательным ресурсам сети Интернет;
-в достаточном количестве имеются информационно компьютерные технологии.
ФГОС под силу преданным своей профессии, неравнодушным к детям педагогам. В настоящее время только такие педагоги должны работать с детьми - старающимися каждый день предложить детям полезную и интересную информацию (именно предложить, чтобы ребёнок заинтересовался и захотел с ней работать). Что касается преемственности программ дошкольных и начальных блоков, то во - первых, это должен быть единый УМК, включающий в себя программы, рекомендации и рабочие тетради, во - вторых должна быть выстроена единая линия содержания программы, начиная с младшего возраста и заканчивая старшим звеном школы (принцип от простого к сложному, последовательности).
Не ребёнок должен быть готовым к школе, а школа должна быть готова к приёму ребёнка, опираясь на знания, умения и навыки, которые сформировались у ребёнка в детском саду.